Информация для прихожан

Информация

Богослужения проводятся ежедневно:
09:00 — Божественная литургия,
17:00 — Вечернее богослужение.

Панихида служится во вторник и субботу сразу после Божественной литургии.
Молебен служится в четверг и воскресение сразу после Божественной литургии.
Таинство Крещения совершается по субботам в 13:00 (запись в этот же день в 12:30).

Таинство Крещения

Совершается только после прохождения взрослыми крещаемыми (с 16 лет), а также крестными или родителями ребенка трех огласительных бесед.
Огласительные беседы проводятся: в субботу в 13:15 – 1-ая беседа, в 12:00 – 3-я беседа, в воскресенье в 10:00 – 2-беседа.

(более подробную информацию можно получить за свечным ящиком или у священнослужителей храма).

О храме

Спасская церковь (м/р Павельцево)
мкрн. «Павельцево», ул. Гагарина, д. 22, Тел: 8 (495) 408-91-80

Дата постройки: 1715 г.

страничка в интернете: http://paveltsevo.cerkov.ru/

Престольный праздник: Спаса Нерукотворного (29 августа), В честь священномученика Александра (Соколова) (17 февраля)

Настоятель протоиерей Алексий Кириллов, 1959 г.

Приделы:Покрова Божией Матери, престольный праздник: Покрова Божией Матери (14 октября)

Приписные храмы: храм Рождества Христова

Престольный праздник: Рождества Христова (7 января)
храм свт. Николая в м/р Хлебниково г.Долгопрудный
Престольный праздник: свт. Николая (22 мая, 19 декабря)
часовня Новомучеников и исповедников Российских
Престольный праздник: Новомучеников и исповедников Российских

Историческая справка

Павельцево, или как оно раньше называлось по церкви, Спасским, вместе с лежащими рядом поселениями Траханеево, Козадавлево, Успенское, Ивакино некогда составляли древнюю родовую вотчину дворян Траханиотовых.

Род Траханиотовых берет свое начало в далекой Греции. В 1473 году два представителя этой древней греческой династии – братья бояре Дмитрий и Юрий Мануиловичи пришли на Русь в сопровождающей свадебной свите царевны Софии Палеолог на ее бракосочетание с Великим князем Иваном Третьим. Приглянулись Великому князю греческие братья. Пожаловал он их и отставил при себе «служить».
А уже через несколько лет, в 1506 году Юрий Траханиотов был известен как печатник при Великом князе Василии Ивановиче. Исправно служили великокняжескому двору Юрий и его сын Василий Траханиотовы, за что последний получил в награду от царя и Великого князя Всея Руси вотчину на реке Клязьма в Московском уезде. Таким образом, Василий Юрьевич Траханиотов, боярин при русском царском дворе, и стал первым владельцем Павельцева с его окрестностями.

Чуть позже, в 1585 году, у этих пожалованных земель уже значились другие хозяева – Иван и Никифор, дети Василия Траханиотова.

Первое же письменное свидетельство о Павельцеве, как населенном пункте, содержится в Писцовых книгах 1623 года. По их описанию, деревня Павельцево (Большое тож) принадлежала в те годы дворянину Ивану Никифоровичу Траханиотову. Три ее крестьянских и три бобыльских двора с тремя человеками, словно маленькие черные точки, тогда терялись средь широких полей и перелесков, очерчивая дорогу, ведущую из Москвы. Дворы располагались на берегу ручья Безымянного, который непринужденно бежал по дну оврага, и в этом месте соединялся с прозрачными водами реки Клязьмы.
Деревня в то время была очень малочисленной, поэтому о строительстве здесь своего храма пока еще никто не задумывался. Ходили на Богослужения в близлежащий Никольский храм в селе Собакино.
Однако, в период «смутного времени», когда рвущиеся к Москве «литовские люди» буквально все крушили на своем пути, Собакино, равно как и Павельцево, подверглось сильному разорению.

Павельцево запустело. Разрушили и Никольскую святыню в Собакино. Восстановить, вернее, построить на этом же месте новую красивую деревянную Никольскую церковь стало возможным только спустя несколько лет, когда Собакино было передано от князя Юрия Яншевича его внуку – Ивану Мурзину, сыну Юсупова. С появлением новой церкви Собакино переименовали в Никольское, по названию храма.

Примерно, в эти же годы поменялся владелец и Павельцево. Оно переходит в руки Даниилы Ивановича Траханиотова. Постепенно восстанавливалась жизнь в вотчине Даниила Траханиотова. Но, что значит для православного человека, вотчина без храма! Поэтому в последнем десятилетии XVIII века сын Даниила Ивановича – Степан Данилович обратился в Патриарший Казенный Приказ с челобитной грамотой, где испрашивал разрешение на строительство в своем подмосковном владении храма.
10 октября 1695 года в ответ на его челобитную был дан Патриарший указ, которым велено ему, Степану Даниловичу, сыну Траханиотову, в «Московском уезде, в Манатьине, Быкове и Коровине стану, в вотчине его построить вновь церковь во имя Нерукотворного образа Спаса… и на попа с причетниками дани положить: по сказке человека его Ивашки Малова, с дворов: попова, дьячкова, просвирицына, с 11 крестьянских средних, да с церковной земли – Дьякову пустошь, находившуюся от той церкви в ближних местах, пашни 20 четвертей».

И уже к началу XVIII века в вотчине Траханиотовых на берегу Клязьмы появилась замечательная деревянная церковь, неподалеку от которой размещалась небольшая помещичья усадьба с хозяйственными постройками: скотным и конюшенными дворами. В самой усадьбе проживало девять человек. 11 крестьянских дворов находилось в ближайших деревнях Строево и Яковлево, а в них – сорок девять жителей.

Однако, недолго радовала Спасская церковь своих хозяев и прихожан. К 1713 году она уже стала ветхой, что значительно огорчало Степана Даниловича и, вскоре он задумал возвести здесь же, на погосте, на прежнем месте, новый каменный храм.

Казенный Патриарший Приказ, куда Степан Данилович вновь обратился с просьбой, но теперь о перестройке Спасского храма, одобрительно отнесся к его намерению и, 13 августа 1715 года протопоп Московского Большого Успенского собора отец Федор с братией уже совершил торжественное освещение новой каменной церкви во имя Всемилостливого Спаса с небольшим Покровским приделом.

Поднявшись над золотистым покровом окружающих полей и голубизной речных просторов, она придала Павельцеву не только некую индивидуальность, но и сделала эту местность еще более привлекательной.

А звон колоколов, разместившихся под куполом трехъярусной четырехгранной каменной колокольни, пристроенной к храму чуть позже, в 1719 году, силами двух крестьян села Рождественского Ярославского уезда – Клима Иванова и Романа Андреева, отныне стал слышен далеко за пределами Павельцева.

Примерно в таком состоянии Спасская церковь сохранялась и после Октябрьской революции.
В годину великих гонений на Русскую Православную Церковь земля русская обагрилась кровью мучеников за веру Христову. Настоятелем Спасской церкви в селе Павельцево был тогда священномученик протоиерей Александр Соколов. Он родился 8 августа в селе Раменье Волоколамского уезда Московской губернии в семье священника Павла Соколова. В 1892 г. Александр окончил сельскую школу, в 1898 г. Волоколамское духовное училище, а в 1904 г. – Вифанскую Духовную семинарию. В 1905 г. Александр Павлович был рукоположен во диакона, а в 1907 году – во священника. Отец Александр служил в храмах Москвы и Московской области. В 1934 году протоиерей Александр был назначен настоятелем Спасской церкви в селе Павельцево Московской области. 26 января 1938 года власти арестовали отца Александра и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Один из лжесвидетелей показал на допросе что священник организовывал хождения с молебнами по селу Павельцево и другим селам, чем отвлекал колхозников от уборки урожая. 11 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Протоиерей Александр Соколов был расстрелян 17 февраля 1938 г. и погребен в безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Пока был жив последний церковный староста – дедушка Никанор – сам храм и все, что было внутри него, находилось в сохранности. Когда же его не стало, святыня пришла в запустение.
В конце 30-х годов началось строительство канала Москва-Волга, недалеко от Павельцева. В этой связи изменилось очертание русла реки Клязмы, Воды Клязьмы устремились в канал, а, непосредственно близ Павельцева образовался затон, где построили пристань.

Павельцево своими постройками еще более вытянулось в северо-западном и юго-восточном направлении. Изменился облик села и его окрестностей. С лица земли исчезли старые пруды, усадебные постройки, дома священнослужителей. И лишь свидетельством далекого прошлого, в память о нем, здесь оставалось несколько сохранившихся старинных лип, некогда росших у барского дома, и одинокий, заброшенный Спасский храм.

В 70-е годы ХХ века в нем разместились производственные мастерские объединения «Росреставрация». В это время большим искажениям подвергся интерьер здания. В помещении храма были установлены два междуэтажные перекрытия. Арочные проемы, соединявшие трапезную с приделом, – заложены. В помещении установили тяжелые станки. Устроили литейное производство. В результате чего полы оказались залиты цементом, а храм разгорожен в три этажа.
Не сохранились иконостасы, первоначальная лестница на колокольню. Стены храма с каждым годом все больше трескались, разрушались. Дорогая и милая для многих святыня была поругана и осквернена.

В конце 80-х годов храм был реставрирован объединением «Росреставрация» под руководством архитектора Е.А.Резвина. В результате реставрации внешний облик храма восстановлен на конец XIX века. Но в деталях реставрационные работы были проведены не совсем грамотно. Снаружи, вместо первоначальной тонкой известковой обмазки стены здания покрыли толстым слоем цементной штукатурки, что значительно огрубило архитектурные формы. Был восстановлен в изначальных формах северный входной проем и белокаменные ступени, ведущие к нему. Что касается первоначальной полуциркульной арки, связывающей храм и трапезную, то на ее месте так и остался прорубленный почти во всю ширину трапезной прямоугольный проем, грубо укрепленный вверху рельсой. В результате западная стена дала серьезную трещину.

Лишь в 1990 году здание храма с прилегающей территорией было передано по решению Исполкома Долгопрудненского горсовета № 576 от 13.Х1.90 г. православной общине верующих, зарегистрированной священником Иоанном Тунгусовым.

Храм представлял удручающее зрелище. Началась долгая работа по его восстановлению.

С августа 1991 года и по сей день настоятелем Спасского храма является протоиерей Алексий Кириллов. Он приложил немало физических и душевных сил, чтобы Спасская святыня была возрождена в первозданном виде.

Поначалу расчищали территорию, убирали мусор, наводили порядок и служили, молились. Люди приносили иконы, подсвечники, церковную утварь. Нашлись и жертвователи, дарители, благоукрасители. Верующая художница подарила храму иконостас для придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Заново устроен и расписан центральный иконостас.

С первых же дней открытия в 1991 года Спасского храма, при нем действует воскресная школа для детей в которой обучаются до 20 детей. Храм духовно окормляет и дружит с детской студией «Улыбка», которая объединяет детей с различными психическими и физическими недостатками. Дети Воскресной школы совместно с детьми из «Улыбки» устраивают совместные праздники, разыгрывают спектакли и представления. В 2000 году на территории храма был построен и распахнул свои двери Дом милосердия, в котором теперь находятся классные комнаты, гостиница для приезжающих издалека прихожан, медицинский кабинет, музыкальный кабинет и прекрасный домовый храм, посвященный одному из светлых христианских праздников – Рождеству Христову, освещенный в 2000году Управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Этот дом является подарком храму от Акционерного общества Шереметьево-Карго к 2000-летию Крещения Руси.

В 2003 году в Неделю Всех святых в земле Российской просиявших совершилось событие, которого ждали и к которому готовились долгие годы. Храм был вновь освящен по благословению Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия архиепископом Можайским Григорием, викарием Московской епархии. На торжествах присутствовали глава города Долгопрудного О. И. Троицкий множество духовенства и гостей. В 2015 году Спасскому храму в м/р Павельцево г.Долгопрудный исполнилось 300 лет.

В настоящее время храм живет своей приходской жизнью. При храме действует библиотека, в которой собрано уже более пяти тысяч книг. Настоятель и прихожане храма участвуют в социальной и общественной жизни города.

Награды

Pегулярные богослужения начались летом 1999 года после выделения Администрацией города земельного участка в центре города Долгопрудный под строительство храма Преображения Господня. На территории прихода сначала была построена деревянная церковь иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов». Первая Божественная литургия служилась в ней 19 августа 1999 года в праздник Преображения Господня. История храма подробнее…

В настоящее время при приходе действует воскресная школа для детей и подростков разных возрастных групп по дисциплинам: хор, рисование, Закон Божий, история святости, церковнославянский язык. При приходе имеется библиотека.

Престольные праздники

Преображениe Господнe

19 августа

Память преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары

18 июля

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»

28 октября

Фото альбом